Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
08:59 

«Хорошо быть Богом» Т. Фишера

Не Кавендиш
Читал, пока работал на выставке. Прочитал пока 20% (нет, я не ебанулся на математике, у меня количество прочитанного в процентах отображается) и уже могу сказать, что книга неплохая. Написана легким, без претенциозности слогом. Сюжет интригует. Главный герой — неудачник, обиженный жизнью — мне не слишком импонирует, но и отвращения не вызывает. Обычный человек, очень обычный, вполне способный к самоанализу, но не умеющий спрашивать дальше общепринятой морали. Я надёргал пару характерных цитат, к которым хочу оставить по комментарию. Цитаты выделены курсивом.


Всякий бизнес — это прежде всего интриги и дискредитация конкурирующих компаний. И не важно, что именно ты продаешь, спасение души или корм для собак, твоя главная забота – не сделать дело, а растоптать конкурентов.
Это не бизнес. Это его часть — торговля, собственно. Да, дискредитация конкурентов часто показывает себя эффективной и поэтому стала одной из главных забот торговцев, распространителей. Только вот продажа и бизнес — не одно и то же, продажа является подмножеством бизнеса. И само дело — главная забота других людей, не торговцев, а производителей.


Кастовость существует, и никуда от этого не деться. Лучшие игроки в моем гольф-клубе едва кивали мне при встрече. Почему? Потому что им было без надобности со мной здороваться. С меня было нечего поиметь. Они активно общались с другими хорошими игроками или просто с влиятельными людьми. Вежливость – она только для тех, кто может быть нам чем-то полезным. А остальные обойдутся.
Вы говорите так, будто это что-то плохое. Терпеть не могу людей, считающих, что окружающие им чем-то обязаны. Хочу — здороваюсь, не хочу — не здороваюсь. И то и другое вызовет какие-то последствия. Вопрос только в том, какие последствия я выбираю.
С чего вдруг мне радушно приветствовать человека, с которым мне невыгодно общаться? Замечу, что я имею в виду любую выгоду — не только материальную, эмоциональную, интеллектуальную и абстрактную тоже. Соблюдение минимальной вежливости — приветственный кивок, да. Потому что таким образом я вношу свою лепту в комфортную и безопасную общественную жизнь. Но «добрый день», улыбка и рукопожатие — вежливость для тех, кто выгоден.
Если я выгоден вам, а вы мне — нет, то вы пытаетесь это изменить, предлагая, к примеру, свои эмоции (лесть, заискивание), если я их принимаю (мне приятно, настроение улучшилось), я выполню ваш запрос. Вы — мне, я — вам. При этом, если услуга была значимой, то есть несоизмеримой с той эмоциональной выгодой, которую я от вас получил, за вами остаётся долг благодарности, на который я буду иметь право. К примеру, попросить об ответной услуге вас без эмоций (просто попросить) и не оставляя за собой долга благодарности. Простые, вроде, правила игры. И действует в обе стороны. Так чем все недовольны?

Хотя известно чем. Многим из нас были навязаны бессмысленные и, главное, бескорыстные благодетели. Моя любимая заключается в абсолютном табу на агрессию. Дальше идут понятия добра и зла. К примеру: эгоизм — плохо, альтруизм — хорошо. То есть, заботиться о себе ты не должен, ты должен заботиться о других. Вы тоже чувствуете наёбку?

Нет, знаете, я, на самом деле, пожалуй, даже добрый и дружелюбный человек. Но не из соображений высокой морали, а просто потому что мне это выгодно. Когда у меня подходящее настроение и есть деньги, я могу подать просящим милостыню 20 или 50 центов, а могу и пару евро, если вдруг ощутил прилив щедрости. Зачем? Да затем, что мне это приятно. Помог деньгами тому, кто в них нуждался. Нанёс благо члену общества, в котором живу. Сократил разрыв между бедной и богатой прослойкой населения. Ай да молодец! Эмоциональная выгода, которую я покупаю ровно за столько, сколько хочу за неё отдать. И всё по честному. Никто никому ничего не должен.
Если же я слепо следую правилу «подавать милостыню, потому что это хорошо», то отдельным нищим от меня, может, и будет больше пользы. Но я буду их ненавидеть, что выматывает, у меня будет меньше денег, что, скорее всего, помешает мне удовлетворять свои потребности, а значит, и эффективно работать. Итого мы получаем слабого и едва трудоспособного человека. Как вариант — очень недолго живущего. Обществу это выгодно? Нет. Поэтому здравый эгоизм — хорошо, а слепой альтруизм — плохо.

И помните:

@темы: книги, вы говорите так, будто это что-то плохое, пятиминутка художественного анализа

URL
   

Я умираю, но об этом - позже

главная