Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
09:33 

Как вы можете не знать?!

Не Кавендиш
Дружочки-пирожочки, подружки-ватрушки, а я, оказывается, конъюнктурщик! Оказывается, сейчас самое время писать про русских классиков, так как минкульт РФ неожиданным образом поднял тему общего образования, созвал к себе блогеров, дабы блогеры несли культуру в массы, а блогеры сделали видео про современную молодёжь в стиле



И я ведь даже смотрел видео kamikadzedead, которое было снято в ответ на видео Соболева (блогера), но как-то не задело оно струны моей души. Камикадзе и сам редкий сноб, в своей рубрике 100500 он как раз ходит по улицам и задаёт прохожим вопросы разного толка, в том числе и из школьной программы. К таким видео обычно слетаются Генадии и начинают курлыкать:

«Смотреть тошно, дебилы…»
«Почему говорят они, а стыдно мне?»
«Абсолютный тупизм во всём и это печально, очень печально. Аморфная масса».
«Вырожденцы».
«Весело, с хохотком, "типа прикольнааа" и ... не стыдно»
«Без истории, без племени, без мозгов…»
«Было мучительно стыдно наблюдать за этим позором. Как бы кто ни пытался выгородить эту хроническую тупость на оба полушария, оправдания такому низчайшему уровню культуры нет. Объяснение - есть, а оправдания нет и быть не может. Отобрать дипломы и аттестаты, вернуть в школы.... а потом расстрелять!»



Все эти люди, без сомнения, на зубок знают школьную программу. Вероятно, она составляет единственный смысл их жизни. Оставим то, что произведения русских классиков легко могут травмировать неокрепшую психику, и допускать к ней несовершеннолетних стоит осторожно, я задам только один вопрос: зачем? Наверное, если все россияне будут знать, что большевики свергли временное правительство Керенского, мир станет лучше. А если все россияне будут цитировать стихи Александра Сергеевича Пушкина, земля обернётся мёдом, реки молоком, из радуги выйдут единороги, и наступит царствие господне.



Начнём с того, что стихи - не для каждого. Люди, которые разбираются в поэзии и могут наизусть цитировать отдельные произведения, несомненно восхитительны; я до сих пор помню прогулки с Vintra, на которых она рассказывала мне о поэтах серебрянного века и разных подходах к языковому анализу - это, конечно, был чистый восторг, но что за глупость требовать цитирование поэзии от всех поголовно? Товарищ Соболев возмутился, что кто-то назвал творчество Пушкина стишками, сказал, что тот, верно, в гробу от такого переворачивается, и я вот даже стесняюсь сказать, но, кажется, товарищ Соболев не знает, что Александр Сергеевич, который, к слову, был редкий паяц, обессмертил себя именно благодаря тому, что не предавался снобизму. Его главная заслуга в том, что он стал писать на разговорном русском языке, который теперь наш книжный. Я практически не читал его произведений, стилистика в них бесспорно на высоком уровне, но идеи меня не цепляют. Соответственно, "Евгения Онегина" я не читал; я даже не помню, о чём конкретно там шла речь: вроде Онегин, у него дядя самых честных правил, который не на шутку занемог и уважать себя заставил, как бы пошло это ни звучало, Онегин ухлёстывает за... девицей я вам пишу чего же боле, но никак не сделает ей предложение, потому что



Все долго страдают, а потом Татьяна (вспомнил!) выходит за другого, потому что



Понятия не имею, насколько моё описание соответствует реальности, но если соответствует, неужели нельзя было что-то поинтереснее у Александра Сергеевича найти? Он написал роман "Капитанская дочка", там про восстание Пугачёва, вроде бы, всяко любопытнее, чем онегинское соплежуйство. Впрочем, я не читал, так что не ручаюсь. А вот "Сказка о царе Никите и его 40 дочерях" точно прекрасно бы подошла для средней школы. И весело, и Пушкин.



Дальше критикуют незнание истории, и тут я не могу не согласиться. Я думаю, мир действительно стал бы лучше, если бы люди знали историю, но знание истории - это не ответ на вопрос, кто сжёг Москву в 1812 или кого свергли большевики, это чуть-чуть сложнее. У дяди Васи с завода дырявых калош довольно мало шансов знать историю, равно как и у студента любого факультета, кроме исторического, потому что без комплексного понимания ситуаций любые знаменательные даты - это так, фан-факты, не имеющие никакой ценности, кроме развлекательной. И если человека не интересует история, вдалбливать ему её в голову совершенно бессмысленно, она там останется мёртвым балластом, который никогда не будет использован за пределами ситуаций "стыдно не знать".

Помню в своей рубрике 100500 вопросов Камикадзе спрашивал у прохожих, за какое время солнце вращается вокруг земли, и смеялся над теми, кто отвечал 365 дней, а с ним смеялись и товарищи в комментариях. Вот вам ценность знаний снобов во всей красе. Солнце вращается вокруг земли за 365 дней, а если точнее, то за 365,26, потому что система отсчёта выбирается произвольно. Мы не работаем с геоцентрической моделью солнечной системы исключительно из-за её сложности, расчёты в ней делать - умом тронуться можно, а гелиоцентрическая проста и прекрасна. А орбиты небесных тел соответствуют реальности в обоих случаях.





@темы: список ненависти

URL
Комментарии
2017-03-24 в 14:27 

Groemlin
Не Кавендиш, тут, конечно, еще вопрос, кто именно критикует и по каким причинам. Но вообще, с точки зрения социологии, например, преподавание общенационального курса литературы и языка вовсе не нацелено на доскональное знание и воспитание всеобщей любви к этой самой литературе. Это часть общей политики формирования национального государства. Проще говоря, так формируется общее культурное пространство страны. Люди, которые выросли на одних и тех же мифах и сказках, читали одни и те же книжки, смотрели одни и те же фильмы, проходили через одни и те же практики, говорят на одном языке и способны узнавать и понимать слова, образы и стиль мышления друг друга.
И даже то, что мы ругаемся на одни и те же тексты, при этом понимая, о чем ругаемся, тоже является частью системы.
И это не уникальная российская тема. Практически на то же самое жалуются школьники в Италии, в Германии, во Франции. Школьная система практически везде в Европе архаична, за последние сто-двести лет там мало что менялось.

2017-03-25 в 00:17 

Blackened Nya
Вот, говорят, ролик то заказной varlamov.ru/2293543.html

2017-03-25 в 10:43 

Не Кавендиш
Blackened Nya, да-да, меня, собственно, пост Натальи Командиной, и сподвиг написать об этом, но я потом как-то потерял свою мысль. Мой снобизмометр зашкалил в взорвался, и мысль вытекла вместе с частью сосредоточенности.


Groemlin, признаться, не совсем понимаю, что вы мне хотите сказать, а главное, зачем. Поэтому заранее извиняюсь, если мой ответ прозвучит резко.

Школьная система практически везде в Европе архаична, за последние сто-двести лет там мало что менялось.
Да, и что? Собственно, гумбольдская система, если не вру. В немецком ещё используется слово Frontalunterricht, то есть "фронтальное обучение" - стандартная форма преподавания, когда учитель стоит у доски и вещает.

И это не уникальная российская тема.
Да, и что? Расходимся? И разве я писал, что это уникальная российская тема?

Но вообще, с точки зрения социологии, например, преподавание общенационального курса литературы и языка вовсе не нацелено на доскональное знание и воспитание всеобщей любви к этой самой литературе. Это часть общей политики формирования национального государства.
Да, и что? Я вообще не затрагивал тему эффективности современной системы образования. Я пошутил, что "Евгения Онегина" можно было бы заменить на "Сказку о царе Никите", да, но я там такую двигающуюся картиночку вставил, чтобы намекнуть, что это шутка. Пока что у нас действительно нет лучшей альтернативы нынешней системе. Хотя финны вроде бы что-то эдакое придумывают и собираются вводить в районе 2020-го года. Впрочем, до меня доходили только слухи, а по-фински я не читаю.

Тезис поста заключался в том, что нехорошо презирать людей за незнание и неспособность помнить то, что им не близко или неинтересно. Более того, этот мерзкий подход с "как вы можете не знать" - тупо контрпродуктивен. Я просто вижу, как облитая помоями молодёжь бежит, роняя тапки, читать русских классиков и расти духовно. Особенно, та, которую подобное правда устыдило. Они несомненно будут жаждать вновь оказаться в ситуации, где их смогут попрекать незнанием.

еще вопрос, кто именно критикует и по каким причинам
Нет. Подход в стиле "что позволено Юпитеру, не позволено быку" есть лицемерие. По-хорошему, стоит слышать, что говорится и сопоставлять это с реальностью, а не фантазировать на тему мотивов того, кто говорит.

Допустим, высказывается мнение, что школьникам не нужно учить наизусть всего "Евгения Онегина", а хватит только прочитать краткое содержание и, может, пару интересных мест (это карикатурный пример, понятия не имею, что происходит в российских школах) - объективно неважно, высказывается оно Вовочкой из соображений двух смертных грехов - лени и уныния, или заслуженным учителем РФ Анатолием Анатолиевичем Пятёркиным из желания сделать школьное образование наиболее эффективным. Только если Анатолий Анатольевич хряснет перед нами толстенькой папочкой со своим многолетним исследованием, мы должны отдать предпочтение его тезису. Да, ошибочность ошибки (простите за тавтологию) аппеляции к авторитету кажется подозрительной, потому как шансы, что светлую мысль выскажет Вовочка, меньше шансов, что её выскажет товарищ Пятёркин, но эти шансы не имеют никакого отношения к объективной оценке их критики.

URL
2017-03-25 в 11:57 

Vintra
Illuminated
Не Кавендиш, Ви знаете, Лекс, я бы еще с вами с удовольствием погуляла за русскую литература и поэзию))
ПС: А твои посты отличные)) и геоцентрическая модель поразила меня в самое сердце)
комментировать Анну Каренину опасаюсь, потому что подозреваю меня просто засосет эта гримпенская трясина!

2017-03-25 в 12:25 

Не Кавендиш
Vintra, я надеюсь в сентябре приехать в Москву, и буду бесконечно рад принять ваше приглашение.))

А твои посты отличные))
Спасибо.))

и геоцентрическая модель поразила меня в самое сердце)
Есть в ней что-то прекрасное, да? А главное, она отображает нашу субъективную реальность, потому что, смотря на небо, мы видим все эти петли в орбитах планет. В вики есть даже гифка за Марс.

О, как древние учёные развлекались, описывая эти петли. А потом пришёл Коперник и сказал:



Кажется, у меня развивается нездоровая зависимость к картиночкам в тексте...)

URL
2017-03-25 в 13:16 

Vintra
Illuminated
Не Кавендиш, я надеюсь в сентябре приехать в Москву
О, отличная новость). Конечно, ты можешь рассчитывать на меня), единственное - надо придумать до сентября чем заменить диван)) (мы его выкинули)
Есть в ней что-то прекрасное, да?
Вот ты знаешь, я очень люблю научпоповские фильмы о космосе, но такие детали почему-то вечно проходят мимо меня невежество непобедимо! , так что ты меня спасаешь)
А картиночки милые). Все.

2017-03-25 в 13:34 

Не Кавендиш
Vintra, Конечно, ты можешь рассчитывать на меня), единственное - надо придумать до сентября чем заменить диван)) (мы его выкинули)

Я могу спать на полу, и он покажется мне мягким облаком, если ты организуешь в мою честь бал какую-нибудь настолку или кабинетку. :3

невежество непобедимо!
Ты пишешь это под постом, в котором я объяснял, что комплексы по поводу незнания, бессмысленны и культивировать их в людях плохо?



Нельзя, физически невозможно всё знать. А даже если бы и было возможно, представь, как мучительно скучна была бы тогда жизнь. Хотя нынче, конечно, научные журналы бы нехило спасали. Но зачем мечтать о невозможном, когда можно поразиться тому, что это



асцидия. У неё есть позвоночник, органы и мозг на первых стадиях жизни, а потом она взрослеет, находит удобное место, врастает туда и съедает своё собственный мозг. Разве это не восхитительно? Я знаю таких людей.

URL
2017-03-25 в 18:14 

Groemlin
Не Кавендиш, если я правильно Вас понял, Вы возмущались тем, зачем в школе преподают предметы и упоминают вещи, которые многим ученикам непонятны, не близки и забываются ими сразу после получения аттестата. Я попытался ответить на этот вопрос. Это "общая культурная база" и инструменты для тренировки мышления и навыков. Если не нравится Пушкин и алгебра, то тренировать всё это можно хоть на "Сказке про колобка", на спичках и на палочках, был бы хороший учитель.
Понимаете, это проблема порога. Интеллект развивается, если постоянно ставить перед ним задачи, осилить которые в нынешнем состоянии тяжело, и чтобы перепрыгнуть планку, надо постараться. Если для решения задач уже не нужно напрягать мозги, логику, память, абстрактное мышление и т.п., организм и не будет напрягаться, он ресурсы сэкономиткак асцидия. Так что снижение планки просто потому, что лень и непонятно, зачем её перепрыгивать - это путь в никуда.
Если я Вас понял неправильно и вопрос был в другом, прошу прощения.


Я практически не читал его произведений, стилистика в них бесспорно на высоком уровне, но идеи меня не цепляют. Соответственно, "Евгения Онегина" я не читал;

я даже не помню, о чём конкретно там шла речь:

Понятия не имею, насколько моё описание соответствует реальности,

Впрочем, я не читал, так что не ручаюсь.

Это Вы сами сказали, не я.:)

но знание истории - это не ответ на вопрос, кто сжёг Москву в 1812 или кого свергли большевики, это чуть-чуть сложнее. У дяди Васи с завода дырявых калош довольно мало шансов знать историю, равно как и у студента любого факультета, кроме исторического.

В этом совершенно с Вами согласен. Я больше скажу - студенты исторических факультетов тоже попадаются крайне невежественные. Нельзя научить пониманию того, кто не хочет учиться, можно только выдрессировать. Но шансы есть у всех, и у дяди Васи, и у студента. Это вопрос желания и мотива.

Помню в своей рубрике 100500 вопросов Камикадзе спрашивал у прохожих, за какое время солнце вращается вокруг земли, и смеялся над теми, кто отвечал 365 дней, а с ним смеялись и товарищи в комментариях. Вот вам ценность знаний снобов во всей красе.

Ну, смеяться над этим - это действительно неправильно.

2017-03-25 в 18:59 

Groemlin
я объяснял, что комплексы по поводу незнания, бессмысленны и культивировать их в людях плохо?

Не Кавендиш, прошу прощения, я не сразу увидел этот Ваш пост. Если это Ваш тезис, то я с ним согласен. Не имеет смысла ни "культивировать комплексы" (стимулировать на что-то стыдом вообще плохая идея, есть масса других способов:)), ни зубрить всё подряд наизусть.

2017-03-25 в 23:56 

Не Кавендиш
Groemlin, "Евгения Онегина" я не читал;
Это Вы сами сказали, не я.


Да. Но я читал Гёте, Шиллера, Канта, Брехта, Кафку, Драйзера и Бальзака. Очевидно, раз я плохо знаком с творчеством Пушкина и не смогу процитировать "Евгения Онегина", всё это совершенно неважно, а я презренный бездарь... И кажется, я не написал половины из своих мыслей в сам пост. Извиняюсь. Со мной такое бывает.

Если не нравится Пушкин и алгебра, то тренировать всё это можно хоть на "Сказке про колобка", на спичках и на палочках, был бы хороший учитель.
Кстати, вот это отличная идея для реформы образования - разные программы для разных типов людей. Хотя мне почти физически больно, когда школьники отвергают математику и иронически вопрошают "когда нам это пригодится?". Я готов их душить со словами "тебе-то уж явно не пригодится, тупой кусок говна". Да, я поэт. Хотя проблему школьников тоже стоило бы решить и в какой-то момент объяснить людям, зачем они изучают в школе ту же тригонометрию, которую, скорее всего, никогда не будут использовать напрямую. Потому что, как вы сказали:

Нельзя научить пониманию того, кто не хочет учиться, можно только выдрессировать. Но шансы есть у всех, и у дяди Васи, и у студента. Это вопрос желания и мотива.

прошу прощения, [...] если это Ваш тезис, то я с ним согласен.
Да это я прошу прощения. Неловко вышло - половину аргументации не прописал. Хорошо, что всё прояснилось.

URL
2017-03-26 в 02:14 

Groemlin
Хорошо, что всё прояснилось.

Не Кавендиш, :yes:
Кстати, вот это отличная идея для реформы образования - разные программы для разных типов людей.

Теоретически - да. На практике это лучше решать "индивидуальной подстройкой" на уровне конкретных школ и педагогов; чем меньше прописывать в регламентах, тем менее травматично для всех это будет.:) Программа ведь и сейчас такая, что на её основе в зависимости от школы и педагога можно получить очень расходящиеся результаты.

2017-03-29 в 02:32 

Не Кавендиш
Groemlin, я скорее думал об этаком рынке разных методик обучения - класса с седьмого. Даже если педагог предлагает разные книги для прохождения определенной литературной эпохи (у нас так было), всё равно придётся выбрать одну, которая не подойдёт определённому проценту учеников. Впрочем, это так, футуристические мечты. Для начала было бы неплохо, если бы все учителя принимали точку зрения отличную от устоявшейся, если она хотя бы зачаточно аргументирована. Всё-таки учить аргументировать полезнее, чем повторять за авторитетными фигурами. Впрочем, для России это сейчас, кажется, тоже футуристические мечты.

В моей школе в Дахау можно было иметь другое мнение, но его приходилось доказывать с пеной у рта. :3 До сих пор с нежностью вспоминаю, как с одной учительницей спорил о том, что Лессинг бездарность и плагитор. Теперь, спустя уже лет 10, я даже склонен с ней отчасти согласиться: не плагиатор, литературное заимствование - хорошо, оно имеет право на существование, но бездарности это не отменяет. Если лучшее в твоей новелле - то, что ты позаимствовал, всё очень очень плохо.

URL
   

Я умираю, но об этом - позже

главная